РАЗДЕЛЫ
Главная » 2016 » Октябрь » 29 » НКИ. Начало.
18:17
НКИ. Начало.

НКИ. Начало моего изучения возможностей связи человека и машины.

Моё обучение в Университете Прикладных Наук Миттельхессена по специальности B.Sc. Biomedical Engineering (бакалавр наук Биомедицинская Техника) подходит к концу и я вступаю в заключительную практическую фазу перед бакалаврской работой. В этом цикле статей я хочу зафиксировать то, что буду делать в течение последующих 14 недель. Было бы здорово, если бы хотя-бы один человек, кроме меня, читал эти статьи, а может даже (боже боже) коментил. Хотя, я буду позиционировать статьи как личные записи для закрепления изученного, так что цель не 100500 просмотров.

В первой статье не будет никакой полезной информации для людей, желающих узнать чуть больше о технике или науке, только мои мысли после 6-ти семестров и нескольких месяцев поиска места практики в Германии. Так что кому не интересна такая лирика, можете скипнуть эту пасту. Но с другой стороны, может эти записи найдёт человек, который, как и я, хочет работать в моей области и думает о том, не поехать ли учиться куда-нибудь?

Определение сферы занятости и поиск практики

Я сразу решил, что не буду работать в отделе контроля качества, юридических отделах или любой другой должности, которая фактически отгородит меня от R&D. Только разработка и менеджмент проектов, только хардкор. Причём только в сфере нейрологии, интерфейсов человек-компьютер или нейрокомпьютерных интерфейсов (далее: НКИ), протезирования сенсорных органов или конечностей. Я думаю, чем дольше я работаю не там, где хочу, тем дальше я буду удаляться от цели.

Так как я оказался пока недостаточно квалифицированным для НИИ (не имею PhD или магистерской степени), в научно-исследовательских институтах мою кандидатуру рассматривали неохотно. Хотя на мои прошения о месте в Институтах Макса Планка в Мюнхене и Франкфурте отвечали, причём явно не автоматическим ответом, профессора из научных групп отказали. Официальная причина - занятость всех мест магистрами, докторами и пост-докторами.

R&D в крупных фирмах как правило хотят иметь уже имеющих опыт специалистов. Возможно, мой “хороший” итоговый балл недостаточен и требуется “отличный”. Мне тут остаётся только жалеть о том, что оценка знаний происходит по итогам контрольных, которые в 90% случаев совершенно никак не отражает знаний студента. Думаю, кто учился вообще хоть где-нибудь, понимает о чём речь.

Справедливости ради, надо заметить, что практически все мои заявления были “инициативными”. Это значит, фирмы и институты не вывешивали никаких вакансий о свободных местах, и я подавал на удачу. Каждое такое заявление занимало от 30 минут до нескольких часов. Нужно было изучить то, чем занимается %название_фирмы/института%, понять специфику, прикинуть, чем я могу быть полезен, сформулировать всё в накладном письме, зачастую заполнить анкету на сайте (где указывается в более дотошной форме то же самое, что в резюме, которые так же требуется).

Как быстро отвечают на запросы

Компании в 99% случаев отвечали ОЧЕНЬ долго (от 2-х недель до 2-х месяцев) или не ответили до сих пор. Из переписки и личных встреч я могу сделать вывод, что либо в HR работают люди, которые совершенно не понимают специфики собственных компаний, либо компаниям нужны рафинированные болты и гайки. Даже не кусочки паззла. В Германии твоё резюме должно быть сделано в максимально консервативной форме - примерно как анкета-опросник из больницы или гос. учреждения. В навыках и личных качествах им нужны стандартные словосочетание типа “пунктуальный, самостоятельный, умею работать в команде”. Среди хобби любят видеть командные виды спорта и мне не раз рекомендовали убрать, например, боевые искусства. Было такое, что переписка осуществляется с одним человеком, личная встреча с другим, решение приходит от третьего. Коллективный разум?..

От НИИ впечатление гораздо более приятное, так как оттуда часто отвечали чуть ли не на следующий день. Несколько раз просили дослать какие-то документы, или подать ещё раз на английском (тот же Max Planck Institute в Мюнхене работает в основном на немецком, а во Франкфурте - на английском). Хотя мне в любом случае не ответили примерно из половины исследовательских групп. Несколько научных групп сказало, что я не найду у них то, что ищу, либо я сам учил не то, что им нужно (основная претензия - не имею медицинского образования). Несколько докторов согласны были меня взять, но не в ближайшее время. Рекомендовали другие отделы, где я мог бы быть полезен.

Результат поисков

В итоге меня либо самого не устраивало предлагаемое место, либо предлагаемый срок практики не устраивал работодателя (некоторым нужен практикант на 6 месяцев, причём даже если я говорил, что готов работать полгода, это не подходило, так как универ официально требует только 14 недель, остальное считается добровольным волонтерством и лишь добавит всем проблем с оформлением), либо все места были заняты, либо я получал шаблонный отказ без объяснения причин, либо сообщали, что вакансий нет.

В итоге, меня принял на практику профессор, к которому я обратился к самому первому. Он, само собой, с докторской степенью, декан магистратуры моей специальности, эксперт в области обработки сигналов и нейрологии. Кроме меня в его группе сейчас только магистры и один кандидат на докторскую. Также этот профессор оторый разрабатывал в составе научной группе имплант ретины, является членом государственных комиссий и консультирует фирму Thomas Recording, поставляющей электроды для нейрологических исследований многим лабораториям по всему миру. Ну а ещё, его не очень любят за сложность его предметов (теория систем и управления, цифровая и микропроцессорная техника, электромедицина, биоэлектрические имплантаты, анализ биосигналов), эксцентричность и сложность характера. Изначально он обещал, что сможет найти мне место в индустрии, но там “уже не оказалось свободных мест”.

Тему своей практики я выбрал сам - НКИ или, как их называют во всём мире, BCI (англ. “brain-computer interface”). Это не слишком сложно для бакалавра, но с другой стороны - по-моему хорошая точка вхождения в ту область, куда я стремлюсь. Была ещё идея с транскраниальной стимуляцией прямым током (электроды на голове пропускают слабый ток через кожу и кости черепа, модулирую частоты работы мозга, подстраивая их под определённый шаблон или синхронизируя импульсы для более эффективных физических тренировок), но профессор сказал, что для этого в группе должен быть врач, которого в данный момент нет.

Вывод

Подытоживая - поиск практики оказался более проблематичным, чем мне виделось с берега. Фирм, занимающихся имплантами не так много (их вообще, относительно остальных фирм медицинской техники, считай нет), а какие есть - в основном занимаются протезами конечностей (Ottobock, например; который, кстати, до сих пор мне не ответил) или кохлеарными имплантами (ушные имплантаты; не путать со слуховыми аппаратами, которые не являются инвазивными устройствами). Может быть, более распространена эта индустрия в Америке, там люди не боятся делать подобные вещи. Как бы то ни было, индустрия пока не обрела свой Sarif Industries, если вы понимаете о чем я. И эта мысль, затаясь глубоко в мозгу, мотивирует меня ещё больше.

Несмотря на сложности с поисками практики, я позитивно настроен, постараюсь выучить много нового и, надеюсь, это позволит на последующих этапах моей карьеры.

Категория: Обобщение материала | Просмотров: 593 | Добавил: michaelmorr | Теги: практика, НКИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
comments powered by HyperComments